Всем нам известно, что в апреле этого года система КИАСУО стала победителем в национальной премии «Софт года 2010» в номинации «Деловые программы» .
В качестве приза победители получают рекламную поддержку от организаторов премии. В рамках заявленной рекламной кампании планируется публикация интервью с разработчиками и пользователями программных продуктов, одержавших победу в конкурсе. В связи с проведением этой акции организаторы премии просят нас до 4 мая ответить на несколько вопросов, касающихся разработки и эксплуатации КИАСУО.
Для того, что бы учесть мнение каждого куратора, предлагаем Вам ответить на предложенные вопросы:
1. Исходя из данных, полученных благодаря вашей программе, как можно охарактеризовать состояние системы образования на сегодняшний день?
2. На какие документы опирались разработчики в создании ПО? Как осуществляется сбор и анализ данных?
3. Какие функции представлены в программе? В чем их суть?
4. Что отличает сетевую версию программы КИАСУО-3 от предыдущей КИАСУО-2?
5. Для каких учреждений предназначена программа? Кому вы порекомендуете установить это ПО в первую очередь?
6. Насколько легко освоить программу на практике?
7. Как КИАСУО помогает решить актуальные проблемы в сфере управления образованием?
8. Как развивается проект на сегодняшний день? Через какие препятствия вам пришлось пройти?
9. Программа действует только по Красноярскому краю или возможно ее использование в других регионах?
10. Какую роль, на ваш взгляд, играет софт в системе управления образованием? Насколько результативнее «ручного труда»?
11. Какие сферы учебной деятельности в будущем можно переключить на использование специального ПО?
12. Какие перспективы развития КИАСУО на рынке ПО вы видите?
7. Как КИАСУО помогает решить актуальные проблемы в сфере управления образованием? Применение КИАСУО позволяет оперативно получать высококачественные данные и на их основе принимать более точные управленческие решения. Что позволяет гораздо эффективнее использовать ресурсы системы образования. Это справедливо для всех ресурсов системы. В том числе финансовых, кадровых, временных и так далее.
12. Какие перспективы развития КИАСУО на рынке ПО вы видите?
На сегодняшний день существует достаточно много автоматизированных систем управления образованием. Но большая часть из них разрабатывалась для нужд конкретных регионов и вряд ли когда ни будь появится на рынке программного обеспечения. КИАСУО же достаточно универсальная система. Кроме того она имеет ряд существенных преимуществ. В КИАСУО существует система приказов, без которых невозможно формирование базы данных учреждения. Эта система приказов обеспечивает и электронный документооборот в учреждении. Базы данных всех уровней функционируют отдельно друг от друга, а данные между ними передаются в зашифрованном виде посредством миграции. Это является важным при существующих низких скоростях доступа к сети Интернет в ОУ. На ряду, с этим система полностью отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к программам такого рода. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что у КИАСУО есть неплохие перспективы занять свою нишу на рынке программного обеспечения. Однако, нужно отметить, что требуется некоторая адаптация системы под нужды других регионов.
1. Исходя из данных, полученных благодаря вашей программе, как можно охарактеризовать состояние системы образования на сегодняшний день?
На сегодняшний день сеть образовательных учреждений Красноярского края состоит из 1232 учреждений общего образования, из них юридических лиц – 1092, филиалов – 132 и 8 негосударственных образовательных учреждений. Муниципальных дневных общеобразовательных школ – 1012, в них учащихся 278396. В крае функционирует 35 гимназий, 19 лицеев, 8 кадетских корпусов, 2 Мариинские женские гимназии, 25 вечерних общеобразовательных учреждений. В дневных общеобразовательных школах работает 21668 учителей. Численность учащихся на одного учителя в среднем по краю 12,76 учеников. Средняя наполняемость классов и классов-комплектов 18,76 человек.
11. Какие сферы учебной деятельности в будущем можно переключить на использование специального ПО?
Сейчас система охватывает только общее образование. Неохваченными остаются: дошкольное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и дополнительное образование. Между тем многолетний опыт создания, апробации и эксплуатации КИАСУО уникален. Его можно и нужно использовать для создания автоматизированных систем применимых в вышеназванных областях. Данное программное обеспечение должно создаваться с учётом дальнейшего его объединения в единую информационную систему региона. Которая в перспективе будет включать в себя электронные портфолио педагогов и учащихся. Одним из ключевых звеньев единой системы региона, может стать программное обеспечение концентрирующее информацию из баз данных и рассчитывающих на её основе KPI (ключевые показатели эффективности). На основе данных показателей можно будет судить о степени развития всей системы образования региона и принимать более взвешенные управленческие решения.
10. Какую роль, на ваш взгляд, играет софт в системе управления образованием? Насколько результативнее «ручного труда»?
Любое программное обеспечение это всего лишь инструмент, который нужно уметь правильно применять. В хороших руках оно открывает новые возможности для развития и более эффективного использования ресурсов. В не очень умелых, это дополнительная нагрузка на педагогов, администрацию школ и как следствие стагнация системы. Именно это сегодня мы и наблюдаем. Все школы получили доступ к сети Интернет. Появилась возможность использовать её ресурсы, пользоваться электронной почтой и т.д. Увеличилась скорость передачи информации. Но вместе с этим увеличился и объём запрашиваемой информации. Кроме того зачастую одна и та же информация в разных интерпретациях запрашивается несколькими специалистами, причём как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В то же время применение автоматизированных систем управления класса КИАСУО позволяет покрыть более половины информационных потребностей, в том числе и для принятия управленческих решений. Таким образом, применение ПО безусловно результативнее ручного труда, но оно требует и более высокой квалификации специалистов, в том числе и управленческого звена.
8. Как развивается проект на сегодняшний день? Через какие препятствия вам пришлось пройти?
Темпы развития для такого рода проекта слишком низкие. Год назад даже были попытки свернуть проект. Районные кураторы системы написали несколько обращений к губернатору Красноярского края и в Законодательное собрание (http://kletter.ucoz.ru). Систему удалось сохранить. Но дальнейшего развития она не получила. В течение этого года были исправлены недочёты в статистических формах, и была разработана нормативная документация. Это всё, что было сделано за целый год. На наш взгляд, система которая даёт такой экономический эффект как КИАСУО должна развиваться гораздо динамичнее. Тем более, что не решен ряд неотложных задач. Таких как сертификация системы, адаптация её под операционную систему Linux и др.
6. Насколько легко освоить программу на практике? Программа доступна для пользователей даже начального уровня. Она не требует специальных знаний и навыков. Исключением может являться “Конструктор отчётов”, но и его изучение не требует существенных временных затрат. Кроме того, эксплуатация системы возможна и без использования этого инструмента. В самой программе уже заложен ряд отчётов формирующихся в автоматическом режиме. Помимо этого, на официальном сайте системы (http://www.kiasuo.ru) можно получить необходимую консультацию, а так же воспользоваться готовыми запросами.
9. Программа действует только по Красноярскому краю или возможно ее использование в других регионах? Система КИАСУО действует только на территории Красноярского рая. Хотя есть некоторые примеры применения этого программного обеспечения в образовательных учреждениях других регионов. Но они единичны и носят несистемный характер. Применение такой системы в других регионах возможно и в современных условиях скорее уже является необходимостью. Существуют примеры в Российской Федерации когда автоматизация процесса управления сводится к использованию электронной почты и минимального пакета офисных программ. Этот факт не может не отражаться на качестве управления и как следствие эффективности расходования средств. Функционирование такого рода системы на всей территории РФ позволило бы вывести систему управления образованием на качественно новый уровень. Кроме того, позволило бы более эффективно использовать бюджетные средства.
8. Как развивается проект на сегодняшний день? Через какие препятствия вам пришлось пройти? Проект стоит колом, программисты ничего не делают, потому что денег им не дают. Развития не вижу этой программы, если только управление образования повернется лицом к программе, но пока этого не видно. 10. Какую роль, на ваш взгляд, играет софт в системе управления образованием? Насколько результативнее «ручного труда»? От ручного труда не уйдем даже не надейтесь, требуют отчеты бумажные. Сначала проверяют бумажки, потом принимают электронный вариант
Ответ жёсткий, но небезосновательный! Темпы развития системы оставляют желать лучшего. Хотя нельзя не отметить, что наконец то появилась нормативная документация краевого уровня. Про бумаги Вы совершенно правы, но если эту проблему не озвучивать так всё и останется на своем месте! От части, поэтому и было принято решение использовать ресурсы mail.ru. В любом случае огромное Вам спасибо!
9. Программа действует только по Красноярскому краю или возможно ее использование в других регионах? На сегодняшний день программа предназначена только для Красноярского края. Но её также можно внедрить и в других регионах Российской Федерации (интегрировать адресные данные того или иного региона). В идеале можно было бы внедрить КИАСУО во все регионы и связать их между собой. Тогда бы можно было бы наблюдать за миграцией учащихся по муниципалитету, региону, стране.